Золотой век

Розповісти друзям:

Развитие современных технологий привело к тому, что сегодня вряд ли стоит ожидать каких-либо революционных откровений в области проектирования и производства внедорожных спортивных мотоциклов. Все основные концепции и инженерные решения, как правило, уже давно придуманы и в большинстве своем давно реализованы в конкретных серийных моделях!


На рубеже XX и XXI веков начался золотой век кроссовых и эндуро мотоциклов, оборудованных двигателями внутреннего сгорания. Их конструкция настолько технически выверена и «вылизана», что вносить серьезные изменения в их концепцию по большому счету — бессмысленно. Сегодняшние мотовседорожники похожи как однояйцовые братья-близнецы и отличаются лишь незначительными и не всегда «прозрачными» тактико-техническими характеристиками. Десятые доли граммов общей массы, сотые доли киловатт мощности силовых установок и зачастую совершенно непонятные простому смертному ежегодные изменения в настройках подвесок – вот, пожалуй, и весь список ежегодных обновлений модельных рядов большинства мотопроизводителей.


Но есть мотоциклы, которые сильно выделяются из общей, довольно однообразной внедорожной мотомассы. Например, уникальный двухтактный KTM 300 EXC! Аналогов которому нет ни у одного из производителей большой японской четверки. Правда, подобные мотоциклы производят в старой доброй континентальной Европе, но если быть до конца честными, то все они вряд ли сравнятся с «оранжевым» производителем по уровню технологичности производства, количеству выпущенной с конвейера и проданной техники. Особенно после запуска в серию мотоциклов любимой австрийской дочки Husqvarna.


Что нового?

В 2015 модельном году мотоциклы эндуро серии EXC ...практически не изменятся. Небольшая, запланированная работа над мелкими конструктивными огрехами и традиционный легкий фэйслифтинг. Двухтактные модели будут представлены в следующих модификациях: 125 EXC, 200 EXC, 250 EXC и 300 EXC. Мотоциклы, оборудованные four stroke двигателями, получат традиционные обозначения: 250 EXC-F, 350 EXC-F, 450 EXC, 500 EXC.


Теперь на всех моделях, независимо от типа силовых установок, рама окрашивается в ярко-оранжевый цвет. Ранее такая привилегия полагалась лишь мотоциклам серии «6 days», которые представляют собой подготовленную прямо на конвейере гоночную модификацию обычных заводских машин. Теперь на все модели серии EXC будут устанавливаться обода и рули Neken радикально черного цвета. На четырехтактных моделях объемом 350/450/500 см3 появится новый перфорированный алюминиевый глушитель, а «оранжевые» двухтактники обзаведутся новым аккумулятором. Также на 125 EXC и 200EXC установят новый задний амортизатор. На всех мотоциклах теперь новые спидометр MAE, ведомая звезда, новая защита рук, резиновые рукоятки и обновленные наклейки на защитном пластике.


Двухтактные двигатели объемом 250 и 300 см3 в 2015 году получили новый мощностной клапан и доработанный электростартер. У четырехтактников новая, более легкая корзина сцепления DDS (Damped Diaphragm Steel), маслонасос увеличенной производительности и другие передаточные отношения в КПП для увеличения максимальной скорости на модели 250 EXC-F. Вот, собственно, и все основные изменения в модельном ряду эндуро мотоциклов KTM. Но теперь давайте вернемся к нашему подопытному — 300 EXC.

Техноделикатесы

Мотоцикл оснащен 1-цилиндровым двухтактным бензиновым двигателем водяного охлаждения, объемом 293,2 куб. см. За питание силовой установки отвечает карбюратор Keihin PWK 36S AG, на который для более точной настройки подачи топливной смеси, в зависимости от условий окружающей среды, можно приобрести огромное количество различных жиклеров и игл. В двигателе предусмотрена регулировка мощностного клапана при помощи пружин разной жесткости. Благодаря этому можно сделать характер мотоцикла либо более мягким, либо гораздо более резким и «злым». Также, традиционно для двухтактных моделей КТМ, присутствует возможность переключения блока управления двигателем CDI в два режима: hard и soft.

У трехсоткубового мотора очень гибкий диапазон работы. Он позволяет медленно заползать в затяжные, крутые подъемы на холостых оборотах и мгновенно ускоряться для преодоления очередного сумасшедшего препятствия. Силовая установка оборудована электростартером, но и без его помощи мотоцикл заводится вполне уверенно. Коробка передач 6-ступенчатая и она довольно сильно отличается от кроссовой версии. Первая передача очень «короткая» и резкая. На ней 300 EXC превращается в триальный, весьма прыгучий мотоцикл, который с легкостью штурмует огромные бревна и камни. Во всех остальных случаях движение легко можно начинать со второй, так как серьезный крутящий момент позволяет совершенно не волноваться по этому поводу. Сами передачи включаются четко и без каких-либо посторонних звуков.

Сцепление, традиционно для мотоциклов КТМ, гидравлическое, произведенное компанией Magura. Подвеска 300 EXC позволяет райдеру очень многое. Быстрая «телепортация» на дальние расстояния и медленное перемещение по залитым дождем каменистым склонам, прыжки на кроссовых трамплинах и преодоление поваленных бревен. Уж поверьте, ее потенциала хватает для решения любых задач! Вилка WP 4860 MXMA PA с диаметром перьев 48 мм, довольно жесткая, впрочем, как и задний амортизатор PDS 5018 DCC. Но, несмотря на их некую «суровость», мотоцикл упруго и цепко отрабатывает практически все препятствия, не докучая райдеру паразитными подпрыгиваниями и раскачиваниями. Подвески, естественно, полностью регулируемые, и заводских настроек хватит любому, даже весьма искушенному спортсмену. За торможение отвечают механизмы от компании Brembo, и их работа как всегда эталонна!

Реальные подробности

Некоторые наивные чукотские райдеры до сих пор считают, что чем больше кубатура двигателя стального скакуна, тем лучше. Хотелось бы расстроить таких самоуверенных и безмерно храбрых людей. Двухтактный 300 кубовый мотоцикл для наших центральнороссийских широт попросту не нужен. Любой потенциально рассматривающий 300 EXC в качестве единственного и неповторимого «эндурика» в собственном гараже, либо реальный профессор внедорожных мотодисциплин, либо самый обычный позер и хвастун.


Мощности двигателя этого монстра для наших широт слишком много. По мне, так реальная среда его обитания — горы. Отвесные головокружительные подъемы и каменистые русла горных рек, поросшие вековыми соснами грунтовые провалы и огромные камни, прихотливо разбросанные по окружающему пейзажу с доисторических времен. Только в таких условиях этот мотоцикл сможет открыть себя во всей красе. Во всех остальных случаях советую ограничиться его младшими братьями EXC 250 и EXC 200.

Вообще, если рассматривать KTM 300 EXC детально, то мы увидим самый что ни на есть традиционный мотоцикл австрийского концерна. Стальная жесткая рама, обычные для «оранжевой» техники подвески White Power и разношерстный коктейль самых разнообразных топовых комплектующих (к слову, по похожему принципу построены практически все современные европейские эндуро байки). Но все эти по отдельности банальные и простые узлы и механизмы удивительным образом собираются в один уникальный и весьма интересный мотоцикл.

В нем практически идеально сочетаются мощный взрывной характер и довольно качественная и надежная сборка (во всяком случае, по сравнению с конкурентами). Большая распространенность запасных частей и огромное количество всевозможного доступного тюнинга. Конечно, Sherco 300 SE, Gas Gas EC 300/E, Beta RR 300,TM EN 300 вполне могли бы стать полноценным конкурентом KTM 300 EXC, но... сегодня позиции австрийского концерна на рынке сильны как никогда.

Джерело: Авто@Mail.Ru