Взвейтесь кострами...

Розповісти друзям:

Кто же из нас не вспоминает иногда с теплотой в сердце пионерскую молодость. Горн, торжественное построение, зарница, беготня по лесу... Было что-то в этом невероятно захватывающее. Воскресить «старое-доброе» на один день решила компания Rosan — дистрибьютор техники BRP в России. Кто бы мог подумать, что идея собрать практически весь пул отечественной мотожурналистики, разбавить их журналистами автомобильными и заставить целый день носиться по колено в грязи, бегать, прыгать, стрелять и кричать командные кричалки — может оказаться настолько веселым занятием. Прелесть теплых воспоминаний о прошлом в том и заключается, что они остались в прошлом. Но все же иногда приятно окунуться в них снова.


Москва, автобус, странные люди в камуфляже и берцах загадочно улыбаются и приглашают всех рассаживаться. Это наши сержанты. Вот тебе и раз! «Здравствуй небо в облаках, здравствуй юность в сапогах»! Почти за месяц, когда мы получили приглашение на «мероприятие», естественно, у многих возникла куча вопросов. Какой формат, что брать, насколько сильно придется пачкаться, и куча обычных сопутствующих вопросов, на которые организаторы обычно охотно отвечают, в этот раз остались без ответа. «Ничего сказать не можем, все узнаете на месте». Мы парни тертые, стандартный набор экипа для внедорожных покатушек уложен в сумку и погнали.

На месте, на эндуро-трассе в деревне Раково, что под Сергиевым Посадом, товарищи сержанты показывают нам в какой палатке можно переодеться, но прежде приглашают всех в шатер с надписью Can-Am, чтобы получить обмундирование.


Камуфляж, панама, пояс, форменная футболка. Шагом марш переодеваться, пока горит спичка, и строиться на плацу. Все какие-то невероятно прикольные и в коричнево-зеленой массе опознавать давно знакомых людей стало сложновато. Мы теперь Сan-Am Commandos!

Бригада Коммандос, Равняйсь! Смиррррна! Равнение на середину! Нас приветствует вступительной речью товарищ главнокомандующий — директор компании «Rosan» Андрей Красилов. Троекратное нестройное ура, попытка рассчитаться по порядку увенчивается успехом только с четвертого раза. Да, давненько все подзабыли пионерское и армейское прошлое!

Бьемся на команды, знакомимся с сержантами. Теперь самое сложное. Если бегать, прыгать и кататься на квадриках все умеют еще как, то вот придумывать название команде и кричалку — дело давно прошедших дней. И это журналисты, работа которых придумывать названия и лозунги! Остановились на традиционном для нас лозунге «слабоумие и отвага» — все давно придумано!


Сержант рассказывает о сути мероприятия. Итак, самое главное — это не просто победить, или испачкаться, или вспомнить молодость, а испытать SSV Can-Am Commander в нетипичных для него условиях — как вспомогательный аппарат для разного рода испытаний. Действительно, пейнтбол и лазание по веревкам — это само по себе весело, но на то они и мотострелковые войска, чтобы не пешком ходить, а на броне кататься.

Грузимся на наш «коммандер» и выдвигаемся на первый этап. Двое — в кабине: механик-водитель и штурман-стрелок, двое в кузове — стрелки. В принципе, для разведдеятельности очень удобно. Обзор открыт на 360 градусов, угол обстрела такой же. Три основных ствола прикрывают фронт, фланги и тыл, при необходимости, мехвод тоже может вести огонь в достаточно широком секторе. А ведь на каркас безопасности сверху можно еще и «Печенега» приделать на станке!


Еще один неоспоримый плюс — быстрота спешивания. При малейшей опасности, ссыпаться с «брони» и рассредоточиться — дело трех секунд, ведь никакие двери, люки и прочие конструкции не мешают. Погнали!

Разведка боем. Она же захват флага. По легенде, за перевалом расположилась засада противника, ожидающего проход колонны военной техники с целью ее уничтожения. Задача разведгруппы — боем вскрыть позиции диверсантов, уничтожить их и взять под контроль пункт управления и связи. Четверо бойцов вооружены АК-105 и противопехотными наступательными гранатами Ф-1. Ну, то есть, у нас пейнтбольные маркеры и... гранаты. Действительно, Ф-1, системы «лимонка», но только подозрительного сине-красного цвета. Это пейнтбольные гранаты, но работают, как настоящие. Кольцо, чека, задержка взрыва шесть секунд — все чин-чином. Грузимся на «коммандер» и выдвигаемся в зону выполнения задания.


Скорость машины не позволяет вести по нам прицельный огонь. Здорово спасает, зато противник применяет дымовую шашку, так что дальнейшее движение в плотной стене дыма не представляется возможным. Открываем встречный огонь! Двое разведчиков бросаются в атаку, двое прикрывают прицельным огнем, укрывшись за нашим «коммандером». Первый вражина ведет огонь из кустов — прицельный огонь затруднен, по этому снимаем его гранатой. Второго достает меткая пуля атакующего. Теперь уже весь экипаж рвется вперед, шквальным огнем и гранатами прижимая оставшихся противников к земле. Последний рывок — и пункт управления взят! Разведка ехидным голосом докладывает вражескому командованию по рации, что черта с два у них получится взорвать нашу колонну бронетехники! Победа! Разведка — штука тонкая. Если уж пришлось вступить в бой, то нужно появляться ниоткуда и исчезать в никуда. Куда уж тут без быстрой машины! В три секунды грузимся на наш «бэтэр» и, взревев литровым мотором, скрываемся в неизвестном направлении, пока не подошло подкрепление со стороны противника. Дело сделано, «двухсотых» и «трехсотых» нет, потерь в матчасти нет, командир доволен, дополнительный день к отпуску заработан.


Потом были штурм скального участка, естественно, пешком, стрельба по мишеням, метание гранат по «танкам», фигурное вождение нашей «бронетехники» и скоростные заезды по пересеченной местности. Если возвращаться к вопросу использования сайд-бай-сайдов в игровом формате, то они действительно, очень оживляют и разнообразят привычный ход игры. А уж если это не пейнтбол, который проходит, обычно, в довольно замкнутых объемах, а страйкбол, когда команды «работают» на площадях в несколько гектар, формат и темп игры может измениться кардинально! Над этим стоит задуматься организаторам подобного рода мероприятий!


А я вернусь к машине. Весь сезон Commander мелькал на нашем портале. Мы гонялись на нем в Can-Am Trophy Russia, топили его в болотах, вжигали по лесам, в общем, испытали всесторонне. Хочется подвести итог.


Машина действительно достойна своего имени и гордого звания «класс премиум». В отличие от большинства подобных аппаратов, дизайн и эргономика здесь не задвинуты на последнее место. Все до мелочей продумано и проработано, начиная с анатомического рулевого колеса, которое просто не хочется выпускать из рук, и сидений-ковшей, заканчивая рукояткой пассажира, установленной под правильным углом, а не просто «дверная ручка привинчена». Все без нареканий удобно и, при этом, красиво.


Многие обкатывали этого коника в прошедшем сезоне, так что получилось даже собрать некоторую статистику по живучести и «ломучести» этого аппарата. Первая, и, пожалуй, главная опасность таится, как обычно, в головах пилотов. В принципе, проблема известна давно, еще по автомобилям-внедорожникам. «У меня джип, мне все колдобины по барабану», — думают многие владельцы всяческих «паджер», «лендкрузеров» и «патрулей». Только не думают они совсем о том, что элементы подвески серийного автомобиля, хоть и крепче, чем у легковушек, но масса машины под три тонны дает о себе знать. Не выдерживают рычаги и шаровые беспардонного с ними обращения и проездов через лежачих полицейских на «ста сорока».


Тот же эффект имеет место и здесь. Вроде бы квадрик, даже прыгать на трамплинах обучен, вот и не жалеют его. Яма? —Газу! Поваленное дерево? — То же самое. А подвеска-то, простите за каламбур, не железная! Рваных и гнутых рычагов я видел не один и не два. Конечно, иногда подвеска «умирала» в совершенно безобидных, на первый взгляд, засадах, и хотелось бы, чтобы она была чуть более «водителеустойчива». Тем не менее, если хотите, чтобы ей жилось долго, относитесь к ней бережно.


Вторая проблема касается, пожалуй, всей вариаторной техники. Случается, что «кончается» ремень вариатора. За весь сезон я наблюдал два или три случая такой поломки. Причины стандартные — крепко застряли/попали на крутой склон — изо всех сил газовали. Просто на любой машине с вариатором, будь то квадрик, SSV или скутер-«полтинник», с собой нужно иметь запасной ремень. Всегда. На фоне же конкурентов, ремни у Commander «мрут» значительно реже.


Еще один «косяк» связан, в большей степени, с политикой распространения запчастей производителя, нежели с самой машиной. Машина, как и любая внедорожная техника о четырех колесах, склонна к опрокидыванию И довольно регулярно, кто-то выполняет упражнение «уши». Как правило, при этом гнется передняя часть каркаса безопасности. Гнется не фатально, но, чтобы выпрямить ее обратно до полного восстановления геометрии, приходится загонять машину на стапель, что довольно долго и дорого. Задняя же часть каркаса более надежна и, как правило, не страдает. А вот заказать у производителя только необходимые части каркаса — невозможно. Только целиком, что тоже не самым благоприятным образом сказывается на толщине кошелька.


Ну и последний, пожалуй, минус машины. Его можно записать в рубрику «курьезы». На высоких скоростях, если дорога не очень ровная и машину трясет, иногда самопроизвольно откидывается кузов-самосвал. К каким-либо фатальным последствиям это не приводит, так как происходит это только в режимах гонки, когда в кузове ничего нет. Проблема решается установкой дополнительного фиксатора в добавок к базовому запору. Или, если вы не собираетесь возить в кузове песок и гравий, можно его вообще прикрутить к раме намертво.


В общем, даже учитывая все указанные недочеты, можно сказать, что Commander — машина надежная, выносливая, невероятно проходимая и быстрая. Ее можно смело записывать в аппараты двойного назначения: утилитарного и спортивно-развлекательного характера. С кабаном в кузове пятьдесят километров по болотам — с комфортом. Отжечь на трассе или принять участие в трофи-рейде — не упадет в грязь лицом и даже может утереть нос многим конкурентам.


Дети просят покататься вокруг дачи? Тоже не вопрос. Черный ключ зажигания меняем на серый, и машина работает в учебном режиме. Никаких бешеных подхватов литрового мотора и скорость ограничена вполне приемлемой цифрой. Ну а если случится «война», — ваше отделение будет недосягаемым для «врагов»!

Автор текста: Павел Курлапов
Автор фото: Роман Романишин

Джерело: Мото@Mail.Ru