Граница комфорта

Розповісти друзям:

Где заканчивается разумный комфорт и начинается бессмысленная роскошь? И можно ли вообще говорить о роскоши применительно к туристическому мотоциклу или автомобилю класса GT? Во всяком случае, до тех пор, пока речь не идет о стразах, коже вымирающих видов животных и прочих элементах, не влияющих на скорость, – нет. И я попробую это доказать на одном очень ярком примере из Милуоки.

Мотоцикл сам по себе, особенно в современных реалиях, – штука довольно прозаичная. Даром что средний мотик разгоняется до сотни примерно за 3-4 секунды, умеет ездить далеко «за двести», а то и «за триста», – даже люди непосвященные уже давно не поворачивают голов вслед проносящейся мимо «пуле». Чего уж говорить о самих мотоциклистах – чему удивляться, если ты и так каждый день в седле, работа-дом-магазин-бар, а единственное расстройство от зимы заключается в том, что город становится раза в четыре «больше», ведь добраться до любой выбранной точки ты можешь аккурат в четыре-пять раз медленнее, чем летом. В общем, двухколесник – это сугубо практичный, быстрый и экономичный вид транспорта.

И только одна порода мотоциклов неизменно останавливает взгляды и людей ездящих, и пеших – большие туреры. Толстые, массивные, закутанные в пластик и дуги, с огромными «люстрами», антеннами и креслами, не уступающими в размерах тем, что ставят в бизнес-классах дальнемагистральных авиалайнеров… Так ведь это они и есть, разве что на двух колесах! И взгляд на таком останавливается не только и не столько от того, что мотоцикл выделяется из толпы себе подобных, сколько от настойчивого аромата дальней дороги…

Электричкин брат

Harley-Davidson Road Glide – из таких! Хотя при взгляде на этот экземпляр, конечно же, в первую очередь цепляет умопомрачительный цвет. В H-D уже давно решили, что «брутально-черный» — это скучно и старо. Поэтому год от года появляются совершенно невероятные цветовые схемы и оттенки. И это правильно!

После первого «цветового» шока можно разглядеть аппарат и внимательнее. Многие «знатоки» скажут: «Электричка!» — и не угадают! Да, «Роуд Глайд» очень похож на флагмана марки Electra Glide — они построены на одной платформе, на одном и том же двигателе и вообще, практически близнецы, — но в Милуоки считают, что дьявол кроется в деталях. И я с ними согласен.

Главная отличительная черта «Роуд Глайда» от «электрички» заключается в переднем обтекателе: Electra Glide щеголяет классическим обтекателем типа «крыло летучей мыши». Обтекатель, в который встроена фара снаружи и приборная панель с мультимедиа с внутренней стороны, жестко закреплен на вилке мотоцикла и поворачивается вместе с ней.

У Road Glide концепция прямо противоположная: обтекатель здесь закреплен на раме мотоцикла, а вилка с передним колесом вращается как бы внутри него. То есть здесь обтекатель, на котором «висят» и светотехника, и колонки аудиосистемы, и «голова», и часть приборов, и бардачки, неподвижен относительно мотоцикла. На руле закреплены только спидометр и тахометр. Вроде бы – какая разница, ведь наполнение приборной доски и архитектура кокпита обоих мотоциклов почти идентичны, так зачем городить огород с таким количеством модификаций? На деле же разница между ними огромна.

Вертится – не вертится

Что дает закрепленная жестко «морда» мотоцикла? Во-первых, постоянный аэродинамический рисунок. Пусть изменения потоков воздуха при повороте руля минимальны, но, например, в дождь они будут очень заметны. Здесь же, сидя за жестко установленным ветровиком, можно не переживать, что в каждом повороте за шиворот будет попадать очередная партия воды. К тому же, площадь обтекателя «Роуд Глайда» несколько больше, чем у флагмана, а значит и защищает от невзгод он лучше.

Сам обтекатель, в силу способа крепления к мотоциклу, расположен заметно дальше от пилота, чем «электричкин». Если там сидишь, как бы «упершись носом в стену», то здесь перед глазами открывается просторный «рабочий кабинет». Такое решение не только радует клаустрофобов, но и заметно улучшает аэродинамический комфорт: «борьба» встречного ветра с обтекателем происходит на большем отдалении от пилота, а значит все завихрения, шумы и сквозняки оказываются дальше от лица, что, естественно, здорово добавляет комфорта.

Стоит ли говорить, что совершенно аналогичная «электричкиной» музыка, установленная на Road Glide, звучит заметно чище и четче. Колонки, установленные чуть дальше от головы пилота и пассажира, создают точку фокуса звука как раз в месте расположения головы пилота, в то время как на Electra Glide он оказывается за затылком седока, и львиная мощность звука улетает в пространство за мотоциклом. Если на «электричке» музыку отчетливо слышно примерно до 120 км/ч, то здесь даже при 150+ можно наслаждаться любимыми треками.

Ах да, я не сказал, что тут стоит система Boom Box c 6,5-дюймовым тачскрином, в котором есть радио, проигрыватель МР3 файлов с входом USB, протоколом Bluetooth, навигацией и прочими радостями жизни дальней дороги. В базе установлено четыре динамика: два – спереди, а два встроены в пассажирское кресло (кстати, с возможностью регулировки громкости пассажиром). И главное, что все это работает практически на любых доступных скоростях. Та же «голда» или даже ультратехнологичный BMW K1600GTL работают в режиме «или быстро, или музыка»: у обоих шум ветра «сдувает» звук уже после 120-130 км/ч. Здесь же можно не мучиться с выбором между скоростью и звуком.

Конечно, сравнивать «Харлей» с той же Honda и уж тем более с BMW – дело неблагодарное. Максималка, которую способна показать V-образная «двойка» Twin Cam 103, не бьет рекорды. Традиционный для Harley низкофорсированный мотор, к тому же «задушенный» «экологичной» прошивкой блока управления, выдает скромные для 1700 «кубов» 87 л.с. Этого вполне хватает, чтобы тяжелый мотоцикл бодро разгонялся до первой сотни и потом уже не спеша выходил на крейсерские 130-150 км/ч. Быстрее ехать, конечно, можно. Однако стоило ли садиться на Harley-Davidson, чтобы носиться сломя голову? Вот тебе мягкий диван, отличая аэродинамика кокпита, вот тебе музыка, мягкая подвеска – катись, смотри по сторонам, получай удовольствие!

Кстати, если уж совсем начистоту, то шестицилиндровый Honda Gold Wing не так уж далеко ушел по показателю максимальной скорости. «Голда» едет всего километров на 20-30 в час быстрее: когда речь идет о границе второй и третьей сотен – это не так уж принципиально. Так что шутки вроде «для всех ограничение 80 миль, Харлеи могут валить на все» не вполне обоснованы.

Не для тебя, цветочек рос!

Если та же «Голда» при некотором навыке и достаточной физической подготовке становится неплохим городским мотоциклом, то Road Glide сопротивляется жизни в городе, как тигр помещению его в клетку. Неудивительно: 424 кг сняряженной массы (кстати, это больше, чем у Electra Glide) и заточенная под прямолинейное движение геометрия ходовой части делают его малопригодным для езды в городе. В пробках с ним – одно мучение: тяжелый, с высоким центром тяжести, довольно ватным передним тормозом и очень мягкой подвеской… Управляться с ним в плотном потоке, а уж тем более лазить по междурядьям – задача нетривиальная и физически выматывающая. Американцы даже не пытались приспособить его для города. Надо челночить на работу и с работы? Купи мопед. А «Харли» оставь для больших дел. Не нужно его по мелочам беспокоить. Он для иного рожден!

Кстати, отправляться на таком моцике в какие-то горные районы – тоже не лучшая идея. Конечно, за последние несколько лет инженеры Harley поработали над поведением ходовой части, и представители семейства Touring теперь не напоминают пластилин своим поведением в каждом повороте. Но традиционно для H-D низко расположенные подножки, большая масса и настроенная на курсовую устойчивость вилка делают езду по сильно извилистым дорогам, во-первых, очень медленной (подножки не дают закладывать мотоцикл на большие углы, а значит быстро проходить повороты), а во-вторых, изматывающей. Каждый поворот требует усилий, чтобы вложить мотоцикл в вираж. Мотик сопротивляется изменению направления движения. Он придуман для того, чтобы утюжить длинные, ровные и прямые шоссе американских Соединенных Штатов и прилегающих государств — как на юге, так и на севере. Эгоистично? Конечно! Но, с другой стороны, было бы глупо обвинять, например, «Русскую механику» в том, что их снегоход «Буран» плохо едет по техасской прерии. Наши делали снегоход под наши зимы со снегом и елками, а американцы Road Glide – под Route 66 и перекати-поле.

Олдскул – не значит старье

Может показаться, что H-D застрял где-то там, в шестидесятых, когда машины были большими, хромированными и умели ездить только по прямой. На самом деле это, конечно, не так! Просто жестокий рынок заставил автопроизводителей уйти в попсовый глобализм, а Harley устоял и сохранил стиль, но не содержание. Я уже говорил о мультимедиа-системе, которая, к слову, появилась заметно раньше, чем у BMW появился их флагман K1600. У Honda и вовсе до сих пор нет ничего подобного – только допотопное радио и разъем для флэшки в кофре (в кофре, Карл! Чтобы сменить носитель, нужно останавливаться и лезть в багажник)!

Во всем мотоцикле нет ни одной лампочки накаливания – даже головная оптика целиком работает на светодиодах. Светит, кстати, отлично. Система бесключевого запуска стала уже привычной для всех владельцев Harley и входит в базовую комплектацию всех моделей, за исключением самого младшего Street 750, уже много лет. К примеру, у BMW «ключ в кармане» появился только пару лет назад. Здесь же есть ABS, но нет трекшн-контроля. Однако это решение сугубо практическое – ну не нужен он здесь. Хотя, мне кажется, под натиском общей моды и требований безопасности скоро эта система появится и на Harley.

Одним словом, Road Glide – вполне себе современный мотоцикл. Стоит ли говорить о том, что этой осенью H-D показал совершенно новый двигатель? Milwaukee Eight уже в будущем году займет место в рамах семейства Touring, а там, глядишь, и до Dyna с Softail доберется. Но это уже совсем другая история, с восемью клапанами на цилиндр, балансирными валами в картере, новой «неклацающей» коробкой передач… Пока же в строю старый добрый Twin Cam, «теплый и ламповый».

Голова не кружится? Бери!

Интересный факт: полиция в Соединенных Штатах традиционно пользует в качестве патрульных мотоциклов Electra Glide. Вот уже много лет полицейские на «электричках» бороздят просторы Америки. Но никогда вы не увидите Road Glide в полицейской раскраске. Почему? Загадка, на которую нам не удалось найти ответ.

Многие райдеры, попробовавшие «Роуд Глайд» в деле, жалуются, что «морда», которая не крутится вместе с рулем, вызывает у них дискомфорт, когнитивный диссонанс и вообще – мешает рулить и чувствовать габариты машины. Мне лично такая монолитность конструкции только импонирует. Мне нравится сидеть «в» мотоцикле, а не «на» нем. И неподвижный «рабочий кабинет» перед глазами добавляет комфорта и уверенности. Хочется сесть и махнуть тысяч эдак десять километров. В комфорте и уюте.

Кто-то скажет, что Road Glide излишне пафосный и роскошный? Тоже не соглашусь. Пафос и роскошь — это все напускное, пыль в глаза. Здесь же все подчинено одному закону – комфорту за рулем. Потому что если уж путешествовать на мотоцикле, то так, чтобы остановить тебя мог только край земли. Хотя и тогда можно развернуться и поехать путешествовать в обратную сторону!

Автор: Павел Курлапов

Джерело: Колеса