Подробный обзор любимого аппаратаПисать, про свой мотоцикл всегда сложно. В этом случае часто остаешься предвзятым и хвалишь свою технику, в которую вложено так много сил, труда и души. Но, тем не менее, я попробую остаться беспристрастным и рассказать о технических характеристиках и особенностях мотоцикла ИЖ Юнкер. Статья не претендует на вселенскую истину. Я все пишу исходя из своего скромного опыта. По ходу разбора агрегатов, я постараюсь давать кое-какие советы по эксплуатации и обслуживания этого мотоцикла.
Как-то в 26 лет мне вспомнилась моя, почти забытая детская мечта - мотоцикл! А почему нет? Я прикинул свои финансы и понял, что денег мне хватит только на отечественный. Ну чтоже наш, так наш! Я стал лазить по интернету искать потенциальный аппарат. Но Уралы, Днепры, Планеты, Явы, все мне казались какими-то однообразными. А душа хотела чоппер, чтоб как в фильмах про байкеров. И тут я увидел фотографию Юнкера. В него нельзя было не влюбиться! И я решил: Юнкер - это то, на чем я хочу начать ездить. (Наверно многие узнают себя сейчас, читая эти строки). И я стал штудировать интернет в поисках отзывов владельцев. Почитал конечно и негативные отзывы. Но они меня не испугали. Люди же ездят и нормально! Руки у меня растут, откуда надо, будет даже интересно научиться чему-то новому. Плюс цена: чуть больше чем за 30 тысяч рублей я получал красивый, готовый чоппер с кучей хрома, в котором и знающий-то человек не сразу разглядит отчечественную машину. Поэтому было решено: в качестве первого мотоцикла, Юнкер будет идеальным вариантом. Нашел, купил и не ошибся в нем. Юнкер оказался именно тем, что было нужно новичку. Мотоцикл отлично рулился и прощал мне многие огрехи неопытного мотоциклиста. Внешний вид. О да! Конечно же, хочется начать именно с него. И это понятно, ведь Юнкер с большим отрывом уходит вперед от прочих отечественных собратьев. Единственную конкуренцию, по моему мнению, ему может составить только Урал-Волк. И то, стоя рядом Юнкер будет смотреться весьма достойно.
Органы управления. Они стандартны, как на всех мотоциклах мира. Опытные мотоциклисты могут пропустить этот раздел. Тем не менее перечислим все органы управления: Руль: Правая рукоятка это газ, тут же рычаг переднего тормоза, на правом пульте - "СТОП-ДВИГАТЕЛЬ", "СВЕТ" (выкл-габарит-фара) и кнопка "ДАЛЬНИЙ СВЕТ". На правой рогатине руля расположился рычажок обогатителя. На левой рукоятке рычаг сцепления, на пульте, положения фары (ДАЛЬНИЙ-БЛИЖНИЙ), "ПОВОРОТНИКИ", и кнопка звукового сигнала. На фото ниже штатные ручки и пульты. Мне они показались неудобными и некрасивыми, и в последствии, я заменил их на пульты "домино". Этому посвящена отдельная статья.
Приборка Она размещается на крышке, между 2 баков, что придает мотоциклу схожесть с импортными круизерами. У Юнкера 2 раздельных бака, по 7.5л каждый, и на каждом баке стоит свой бензокраник с фильтром, что очень удобно, на мой взгляд. Межбаковое пространство отведено под электрику: катушки и диодный мост и реле поворотов. Сверху баки накрыты металлической накладкой, "капотом" или "соплей". На нем и разместилась приборная панель.
Двигатель Начну наверное с силового агрегата. Но что я могу сказать про двигатель, который морально устарел лет на 30-40? В принципе, Юпитер он и в Африке Юпитер. Прост как 3 копейки. Но, тем не менее, я хотел бы немного подробнее остановиться на силовом агрегате Юнкера. Двигатель Ю6 с водяным охлаждением.
Водянка "...Фу! водянка! это ж такой гимор..."-скажут многие и будут в корне не правы. Вся прелесть Юнкера именно в том, что он имеет водяное охлаждение, которое отлично зарекомендовало себя даже в 40-ка градусную московскую жару, при езде в городском режиме с пробками и междурядьем. Мне ни разу не удалось перегреть двигатель, даже в жаркое московское лето 2010. Так что, утверждение многих, что с водяным охлаждением много проблем по обслуживании в корне не верно. Нигде ничего не течет, ничего не кипит. И главное - не приходится стоять у тротуара и остывать, как на ИЖах с воздушным охлаждением.
Коробка О ней тоже хотелось поговорить отдельно. Так уж сложилось исторически, что КП у Ижа место слабое и специфичное, но при должной сноровке и привычке это вполне нормальная 4-х-ступенчатая коробка передач. Но при дополнительной регулировке сцепления и самой коробки, ее можно заставить работать вполне внятно. Есть несколько нюансов: На Юнкере выпущенном с завода, на заведенном двигателе, стоя на месте, практически невозможно поймать нейтральную передачу. Приходится глушить двигатель, только после этого нейтральная передача ловится легко. Увы, это специфика. 90% Юнкеров идут с такими коробками. Ненадо как умолишенный давить и зо всех сил на лапку КПП. В лучшем случае вы погнете лапку, в худшем вилки переключения передач в коробке. С неловлением нейтрали я боролся по-разному. Поначалу я пытался держать выжатым рычаг сцепления на светофорах. Когда это надоело, я начал учиться ловить нейтраль немного заранее, еще в подкате к светофору. Следующим шагом может стать дополнительная регулировка КП, специальным набором регулировочных шайб. Это поможет исправить неприятность с неловлением "нейтрали". Хотя мне лично к этому не пришлось прибегнуть. Мне хватило один раз хорошо отрегулировать сцепление и коробка на моем Юнкере стала ласковой как на японце. Теперь нейтральная передача ловится абсолютно в любой момент. Сама коробка не представляет из себя ничего нового, она состоит из 3 валов: первичного, вторичного и промежуточного. Вал переключения передач на Юнкере, под правой крышкой картера заканчивается небольшим "кабанчиком". При переключении передачи, этот "кабанчик" автоматически выжимает шток сцепления. Получается что на Юнкере полуавтоматическая коробкой передач. То есть при повышении передачи совсем не обязательно выжимать сцепление, достаточно просто сбросить газ и переключить передачу до характерного целчка. снова открыть газ и продолжить ускорение. Поначалу мне показалось это крайне удобным! Как новичку мне было очень здорово не думать о выжиме сцепления. Но на понижение передачи мне все-таки приходилось его выжимать, из-за рывков при перключении передачи. Получалось такое кратковременное, полусекундное торможение двигателем. В конце концов я решил полностью отказался от использования полуавтомата вообще. Сейчас предпочитаю выжимать сцепление. Так и езда получается плавней и мотоцикл не насилуешь рывками. Я вижу применение полуавтома лишь в одном случае: когда порван трос сцепления. На Юнкере, используя полуавтомат, можно тронутся и даже доехать до дома с порваным тросом сцепления. Выжимая сцепление путем удерживания в нажатом состоянии лапки переключения передач. Как я уже говорил, коробка находится в маслянной ванне в картере. В картер заливается 1 литр трансмиссионного масла. Оно служит смазкой в и КПП, и в сцеплении. Лично я использую минеральное трансмиссионное масло, марки ЛУКОЙЛ ТМ-4 (80W-85). Мне больше всего понравилось как сцепление работает именно в нем. Думаю и внятная работа КП - его заслуга.
Сцепление Сцепление на Юнкере многодисковое в масляной ванне. Корзина погружена все в тот же литр трансмиссионного масла, что и поробка передач. Регулировка сцепления производится центральным винтом на крышке корзины, а 5 гайками в виде грибков регулируется степень прижатия дисков друг к другу и равномерность выжима пружин. От четкой работы правильно настроеного сцепления зависит хорошая и внятная работа КП, общая динамика ускорения мотоцикла. Если выжать ручку сцепления и включить передачу, а мотоцикл начинает ехать на выжатом сцеплении - это значит сцепление "ведет". Если сцепление отпущено, мотор уже ревет от оборотов, а мотоцикл разгоняется очень вяло - это значит, что сцепление "проскальзывает". В обоих случаях требуется его регулировка. Как? - отдельная статья. Впуск На впуске у Юнкера есть воздушный фильтр, который предохраняет попадание дорожной пыли в карбюратор и далее в цилиндры. Фильтрующий элемент - "банка" подходит от мотоциклов Урал и Днепр. Выглядит фильтр следующим образом. Рекомендую хотя бы раз в сезон его промывать. Если мотоцикл часто эксплуатируется в по грунтовым дорогам, то промывать фильтр следует каждые 1000км. Этим вы продлите жизнь двигателю. Корпус воздушного фильтра, соединен двумя резиновыми патрубками с резонаторным ящиком, который размещен под сиденьем. он соединен резиновой гофрой с карбюратором. Многие говорят, что сердце мотоцикла - это его мотор. А вот и нет. Сердце мотоцикла - это его карбюратор. И от его правильной настройки зависит, насколько хорошо будет работать двигатель. На Юнкере стоит один карбюратор К-68Ч, с диаметром диффузора 28мм, и пропускной способностью топливного жиклера 240 мл/мин.
Выпуск Вот что меня поразило в юнкере это звук выхлопа. Нет в нем характерной двухтактному мотору "трещетки". Звук у Юнкера достаточно низкий и тихий, по сравнению с прочими ижами. Это достигается резонаторным коллектором и переработанной выпускной системой. Послушайте сами. Звук не редактировался. В двухтактном двигателе просчитано все, до последнего сантиметра флейты. Так что утверждение, что иж прет без глушителей 160 км/ч - неверно. В этом случае обороты у двигателя резко возрастут, будет легче раскрутка двигателя, но вот мощность резко понизится, как и ресурс поршневой группы.
Привод Он классический для мотоциклов марки ИЖ. Это цепь. В отличие серий: Юпитер и Планета, на Юнкере цепь длинне: Вместо обычных 104 звеньев, на Юнкере 124 звена в приводной цепи. Увы, родная цепь оставляет желать лучшего. Она быстро растягивается. 1000-1500 км и она уже требует подтяжки. Срабатываются ролики цепи и кажется что цепь растянулась. она начинает провисать и греметь при езде. Плюс это небезопасно. Поэтому родную цепь я заменил более надежной и износосстойкой. Я поставил на свой Юнкер усиленную кроссовую цепь завода АКМАШ. Цепь марки ПР-15,875-23-1. Прежде чем она потребовала замены, цепь прошла 8000км. Приводную цепь следует держать в чистоте, регулярно смазывать, а так же следить за ее состоянием, чтобы не допускать вымывание смазки из звеньев, так как на Юнкере цепь открытая, нез кожуха. Кайне нежелательно ее загрязнение песком и дорожной пылью. Это может сказаться отрицательно на ресурсе цепи и звезд. Для смазки цепи можно воспользоваться дедовским способой и проварить цепь на огне в кастрюльке с разогретой графитной смазкой. Этот способ достаточно действенный, так как графитовая смазка практически не вымывается с поверхностей и хорошо отталкивает воду. Можно проварить цепь один раз в сезон и больше не париться по этому поводу. Но можно пойти современным путем и регулярно использовать аэрозолевые баллоны со смазкой для мотоцепей MOTUL, LIQUI MOLY. я использую баллон LIQUI MOLY RACING CHAIN LUBE.
Подвеска В отличие от прочих творений ИЖ-МАШа, Юнкер имеет весьма удачную переднюю гидропневматическиу вилку. Прототипом в разработке "орионовки" послужила вилка с мотоцикла 1982 YAMAHA XT550 (см фото ниже), на производство которого которого ИЖМАШ в середине 90-х приобрел лицензию. Но серийный выпуск по многим причинам незаладился, и нам досталась лишь его вилка. С именем "Орион". В отличие от импортной вилки, на нашей вилке гениальные ижевские конструкторы- копипастеры, зачем-то посчитали необходимым убрать нижнюю направляющую в стакане, и видимо скомпенсировали это тем, что увеличили количество сальников до двух штук на перо, вместо одного, как было на XT. Слева вилка 1982 YAMAHA ХТ550, справа ОРИОН. Видите разницу?
Юнкер это дорожный мотоцикл. Он для дорог, желательно, все-таки с асфальтом. Зато на шоссе, на мой взгляд, Юнкер смотрится просто шикарно. Особенно колоритно выглядит сизый выхлоп на перегазовке. Тормоза Как-то инструктор, еще в мотошколе, спросил меня: "Что главное в мотоцикле?" Пока я думал, он сам ответил: "Главное в мотоцикле - тормоза". Я не могу с ним не согласиться. Поэтому давайте задержимся на них отдельно. Юнкер имеет гидравлические однодисковые передние тормоза. Тормозная машинка и одноцилиндровый суппорт, как я уже упоминал, содраны с YAMAHA. Они вполне внятные и цепкие. Тормозной диск весьма внушителен.
Колеса На Юнкере стоят стандартные ижевские восемнадцатидюймовые спицованные колеса с хромированым ободом. Возможен вариант их замены девятнадцатидюймовыми литыми дисками, тоже ижевского производства. Но увы, и те и те колеса действительно смотрятся узкими для такого мотоцикла. Особенно заднее колесо. А какому владельцу чоппера не хотелось бы себе широкий задний "каток". Вот и мне заднее колесо на Юнкере казалось узким и хотелось бы его пошире. И обод радиусом поменьше. Маятник на Юнкере без переделки позволяет по ширине "впихнуть" в него шестнадцатидюймовый задний обод с резиной от Урал-волка. Вот такой, скажем: (на фото работа кастомайзеров из Ижевска).
Резина Так сложилось исторически, что с завода Мотоциклы ИЖ шли обуты на оба колеса, в весьма неплохую, но все же не самую удачную резину. Шина отечественного производства K-102 (3.50"-18). Я вполне понимаю выбор завода - эта резина отлично гребет на мягких грунтовых дорогах, имеет высокие тягово-сцепные свойства на дорогах с твёрдым покрытием и очень дешева. Она так же очень износостойка. Ее не удавалось "стоптать" и за 20 тыс. км. Из такой дубовой марки резины она была изготовлена. Вроде бы и неплохо, но это имело и обратное, негативное действие: K-102 на мокром асфальте, в дождь, при торможении далеко не лучший выбор.
Поэтому, лично мой выбор пал на отечественную шоссейную резину, того же производства что и К-102, завода ЗАО"Петрошина", но совершенно других моделей, по своим свойствам отличающуюся от серийной К-102. На переднем колесе у меня стоит дорожная резина модели Петрошина С-109 (3.00"-18), она обеспечивает хорошее сцепление с дорожным покрытием и весьма неплохую управляемость. А на заднем колесе стоит тоже дорожная резина модели Петрошина Л-243 (4.00"-18). Эта шина специально для заднего колеса. Глубокий протектор и множество канавок для отвода воды говорят об ее универсальности. На ощупь обе покрышки намного мягче чем Ижевская К-102. Соответственно на дороге ведут себя очень достойно. При езде в дождь никаких проблем в торможении не возникает, мокрую дорогу тоже держат очень хорошо. Проблемы начинаются на грунтовке и на песке. Вот тут мне приходится тогувато. Управляемость мотоцикла резко ухудшалась. Именно здесь К-102 была бы кстати. Но зная особенности своей "обувки", можно проехать где угодно. Зная что у меня шоссейка, я естественно буду внимательнее на грунтовке. А из импортных вариантов мне очень понравились чешские покрышки, торговой марки MITAS, производства чешского завода CGS-TYRES. Мне понравились 2 модели.
В перед вполне встанет MITAS H-04 (3.25"-18), а на задок MITAS H-15 (4.00"-18). И тут есть вариации, так как в случае с H-15, как и в случае с Л-243 это чисто задние шины. на H-15 еще написано "REAR" - тоесть задняя. Но нам же никто не запретить поставить обе типа задних покрышки на ИЖ? Один мой друг так и сделал. Поставил на оба колеса H-15. И успешно отходил на такой комбинации резины около 18 тыс. км. Получилось весьма и весьма недурственно.
Электрика Накручено, наверчено, без мультиметра и пол-литра едва ли разберешься. Для меня электрика всегда была камнем преткновения, но я потихоньку освоил и ее. Генератор. По моим ощущениям это слабое звено в мотоцикле. По расчетам конструкторов, его мощности в 140 Ватт должно за глаза хватать на штатную светотехнику и зажигание. Так-то оно и было, но вот беда: свои 140 ватт он выдает в пике своей мощности то есть на 5000 об/мин. А поскольку генератор конструктивно очень неудачно, на мой взгляд, располагается непосредственно на коленвале двигателя, без повышающего шкива, как на автомобиле, то для нормального заряда нужно было бы постоянно поддерживать высокие обороты двигателя. Что в условиях города не реально. Обычно это не выше 3500 об/мин. Поэтому почти все Юнкеры страдают недозарядом аккумулятора.
Езда При моем росте в 185см и весе около 100+ кг, у меня наверное не было бы проблем с рулением Урала или чего-нибудь более тяжелого и мощного, но в качестве первого мотоцикла я выбрал Юнкер и не пожалел об этом. Более оригинального мотоцикла за свои деньги и желать сложно. Вес мотоцикла в снаряженном виде 205кг. На мой взгляд у Юнкера очень удачная развесовка, абсолютно удачный угол наклона вилки, низкий центр масс, что делает Юнкер устойчивы и маневренным городским мотоциклом. Бьюсь об заклад, что все это вышло у конструкторов случайно, я почему-то более чем, в этом уверен. Мотоцикл имеет динамику сродни Жигулю или Москвичу, однако это не обязывает его стартовать на светофорах в одной куче с "тазами". Для своего веса он очень резво ускоряется. Набор скорости до 80-90 км/ч производится относительно легко. По личным впечатлениям, вполне вменяемая крейсерская скорость на Юнкере это чуть выше 90км/ч. Это уверенная крейсерская скорость Юнкера. Остальное, выше 90км/ч, приходится вытягивать из двигателя, крутя его в красную зону. На мой взгляд сказывается отсутствие пятой передачи. Я постоянно пытаюсь ее включить. Потолок объективной скорости 120 км/ч. Можно наверное и больше его раскочегарить, но все узлы работают в этом режиме на повышеный износ. Красная зона на спидометре не зря начинается именно с 90 км/ч. Также на скоростях выше 90км/ч, начинает расти общая вибрация, которая сильно утомляет при дальних поездках. Мотору больно, на подвеску и ходовую идут большие нагрузки, сокращая срок службы узлов и расходников. Да и собственная жопа не казенная. Хотя у мотоцикла более чем удобная посадка, руки и ноги вытянуты. Можно ехать несколько часов и почти не устать. Но, проведя в седле более 7-8 часов, даже с перерывами каждый час, я начал чувствовать вполне ощутимую усталость в области спины и поясницы. В обслуживании Юнкер в общем-то неприхотлив, как вы поняли из статьи, но уж очень он любит прямые руки и регулярное ТО. Тоесть, если хотите только кататься на Юнкере, то увы, я Вас разочарую - с этим мотоциклом так не выйдет: Каждые выходные нужно проводить строгую ревизию всего мотоцикла. Я совмещал этот процесс с мойкой мотоцикла. Вовремя найденная неисправность избавит вас от ковыряния в заглохшем мотоцикле на дороге. Кстати, мыть мотоцикл рекомендую вручную самому, а не на мойках. Плюс вы одновременно осматриваете техническое состояние узлов и крепежа. При ручной мойке я использовую чистый бензин, несколько тряпок и полироль для хрома. Два часа - вполне достаточно чтобы мотоцикл сиял. И в заключении Отъездив на Юнкере три сезона, я могу сказать, что это красивый, хороший и по настоящему добрый и дружелюбный мотоцикл для начинающего мотоциклиста. Он весьма неплох в городе и для поездок на природу, за город. Он прост в устройстве, обслуживании и дает те необходимые основы, которые пригодятся в дальнейшем. Я научился разбираться в нем, научился ездить, знать, любить, понимать и чинить свою технику. Умение починить мотоцикл в любых условиях небольшим набором инструментов, мне кажется дорогого стоит. Я специально глубоко не вдавался в подробности, так как это невозможно сделать на нескольких страницах обзора. Я просто хотел дать развернутый отзыв про мотоцикл, который нежно люблю и на котором езжу. Разобрать его узлы и дать общие рекомендации по обслуживанию. Я хотел рассказать глазами владельца, что такое Юнкер. Мне немного грустно, потому что я вырос из него. Но я всегда буду с теплом в сердце вспоминать свой первый байк. Свой Юнкер. Удачи всем на дорогах. Любите свою технику и она будет отвечать вам взаимностью. Джерело: mrak2k.yunker-moto.ru
|
|