Первый туристический: Harley-Davidson Pan America

Розповісти друзям:

Кто мог предположить, что Harley-Davidson сделает такой мотоцикл? Ещё пару лет назад, когда по Сети вовсю гуляли фотографии предсерийного прототипа, в серьёзность этих замыслов верилось с трудом. Дело в том, что большой туристический эндуро Pan America настолько сильно выделяется из всего остального модельного ряда легендарной марки, что кажется в нём чужим! Ведь в Милуоки ничего подобного никогда не делали. Но этот мотоцикл получился настолько хорош, что кто-то уже поспешил заподозрить американцев... в бейдж-инжиниринге.

Бейдж-инжиниринг, если вы запамятовали, - это такой маркетинговый приём, когда некий товар, разработанный и произведённый компанией А, выводят на рынок под брендом компании Б. Зачем? Для увеличения продаж! Например, марка Harley-Davidson в рекламе практически не нуждается и отлично живёт на имидже бренда. Но об участии сторонней компании в разработке Pan America - если оно было, конечно же, - мы всё равно узнаем нескоро. Или вообще никогда: гиганты индустрии умеют хранить свои секреты.

Поэтому можно лишь пофантазировать о том, что кто-то из штаб-квартиры Harley-Davidson обратился к представителям фирмы Х с просьбой спроектировать мотоцикл. Какой мотоцикл? Конечно же, лучший в мире! Да ещё и в самом перспективном на сегодняшний день классе больших туристических эндуро. Договорились о цене, ударили по рукам - и процесс, конечный результат которого вы видите на этих фотографиях, пошёл.

Интересный факт: имена и названия

Название мотоцикла Harley-Davidson Pan America не имеет никакого отношения к знаменитой американской авиакомпании Pan Am (Pan American World Airways), прекратившей своё существо­вание ровно 30 лет назад. Скорее оно должно вызывать ассоциации с легендарным Панамерикан­ским шоссе, начинающимся на Аляске в местечке Прадо-Бей и заканчи­вающимся в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Этот хайвей, протяжённостью более 30 000 километров, пересекает оба американских континента с севера на юг. Очень подходящее название для туристического мотоцикла!

Интересно и то, что проехать Панамериканское шоссе на двух колёсах непросто. Дело в том, что на стыке Центральной и Южной Америк есть короткий внедорожный участок - так называемый Дарьенский разрыв. Его длина всего 87 километров, но преодолеть их на мотоцикле равносильно подвигу. В мире насчитывается не так много отважных мотопуте­шеcтвенников, которым это удалось. А первым из них в 1975 году стал некий Роберт Уэбб на туристиче­ском эндуро BMW R80G/S!

Ни в коем случае не хочу обидеть кого-либо из представителей уважаемой компании, но для того, чтобы сделать такой мотоцикл, как Pan America, у конструкторов из Милуоки просто нет соответ­ствующего опыта. К тому же инженеры Harley-Davidson всегда были достаточно консервативны и последовательны в развитии своих моделей. Даже эволюция двигателей, начиная от Flathead из ранних 30-х и заканчивая современным Milwaukee-Eight, прослеживается максимально чётко. Зато мотор, установленный на модели Pan America, - это прорыв. Он и называется Revolution Max, а между ним и классическим агрегатом Milwaukee-Eight лежит огромная пропасть. Не только в смысле использованных технологий, но и в мировоззрении.

Да и с моторами семейства Revolution, которые когда-то ставились на модели линейки V-Rod, он тоже не имеет ничего общего. Поэтому мысль о том, что нашим заокеанским друзьям кто-то помог, оказывается слишком назойливой. В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что практически весь модельный ряд мотоциклов Harley-Davidson - «дюймовый» (на них используется крепёж заокеанской дюймовой размерности), а Pan American - метрический!

Резонатор глушителя вписан в узкое пространство между маятником и двигателем.

V-Twin Revolution: революция продолжается

Семейство двигателей V-Twin Revolution ведёт свою родословную с 2001 года, когда публике был впервые представлен Harley-Davidson V-Rod, разработанный в коллаборации со специ­алистами Porsche. Мотор получился действительно революци­онным: угол развала цилиндров составлял 60 градусов, существенно больше, чем у всех остальных моторов компании. У него было по четыре клапана на цилиндр, и самое главное, он был с водяным охлаждением! Благодаря столь продвинутому агрегату, V-Rod сразу же стал самым быстрым и динамичным мотоциклом Harley-Davidson. Его мощность, по разным оценкам, составляла около 120 л.с. Но в 2017 году производство модели было прекращено, и дальнейшего развития линейка V-Rod не получила.

Однако история двигателя Revolution на этом не закончилась. На его основе были разработаны сразу два более скромных агрегата объёмом 500 и 750 куб. см, которые вплоть до прошлого года применялись на моделях «начального уровня» Harley-Davidson Street.

Но чем же так хорош мотор нового мотоцикла от Harley-Davidson? Если коротко, это один из самых современных и совершенных агрегатов на рынке. И V-образный форм-фактор, пожалуй, единственная дань харлеевским традициям и един­ственное, что роднит его с другими моторами этой компании. Всё остальное - новое.

Прежде всего, у него жидкостное охлаждение, которое просто необходимо при такой мощности. Ведь Pan American - самый мощный мотоцикл в линейке Harley-Davidson: 150 лошадиных сил! Никакие CVO и Screaming Eagle и рядом не стояли!

На этом моторе вы не увидите ни характерного оребрения цилиндров, ни привычных для Harley-Davidson направляющих толкателей клапанов. Потому что они не нужны: охлаждение у мотора жидкостное, а привод клапанов - цепной.

У двигателя Pan American по четыре клапана на цилиндр. Эка невидаль, скажет моторист-любитель, у Milwaukee-Eight тоже четыре, и именно поэтому он и Eight. Но в новом двигателе клапаны приводятся в действие распредвалами, которые, в свою очередь, вращаются при помощи цепного привода. Наконец, в этом моторе используются фазовращатели и гидро­компенсаторы - невиданное дело!

Стенки цилиндров покрыты никасиловым покрытием. Степень сжатия доведена до недостижимого для традиционных V-твинов значения 13:1. А чтобы поршни, выполненные из сверх­лёгкого алюминиевого сплава, не перегревались, преду­смотрены специальные форсунки, подающие на них масло снизу. Масло­насосов, кстати, сразу три. Они забирают масло из разных точек маслобака, расположенного в нижней части картера, и прогоняют его через тепло­обменник, где маслопровод пере­плетается с трубками, по которым течёт охлаждающая жидкость. Поэтому традиционного масляного радиатора в Pan American нет.

Головки блока и боковые крышки двигателя для уменьшения веса агрегата изготовлены из магниевого сплава, а поршневая группа - из высоко­техно­логичного алюминия. Всё это наделило двигатель неожиданно «верховым» характером: «дышать полной грудью» мотор начинает где-то в районе 4000 оборотов в минуту, а на пик крутящего момента выходит вообще ближе к 7000... Как на хорошем спортбайке! И это тоже совсем нетипично для Harley-Davidson.

Но многочисленные достоинства Pan America на этом отнюдь не заканчи­ваются. Заполняя таблицу технических характеристик для этого материала, я споткнулся на графе «рама». Что в ней писать? Дело в том, что рамы у данного мотоцикла просто нет, а двигатель является важной частью силовой структуры. Непосред­ственно к нему крепятся рулевая колонка, задний маятник и подрамник, на котором висит весь «хвост» мотоцикла. Конструкция безупречная по своей простоте, прочности и жёсткости. Но чертовски сложная по расчёту и проектированию.

Немного истории: первый внедорожный

Нам не устают повторять о том, что Pan America - первый большой туристи­ческий эндуро в модельном ряду компании Harley-Davidson. Это так, но специалисты наверняка вспомнят модель Buell Ulysses XB12X, которую с 2005 по 2009 год производила аффилиро­ванная с Harley-Davidson компания Buell Motorcycles. При полностью оригинальной ходовой части она была построена на основе агрегатов Harley-Davidson Sportster - использовалась стандартная коробка передач, а также доработанный и форсиро­ванный до 103 л.с. 1200-кубовый двигатель Evolution V-Twin.

Помимо этого, «спортбайк для внедорожных приключений» (именно так его называли в рекламе) продавался дилерами Harley-Davidson и обслуживался на официальных сервисах. Поэтому его без какой-либо натяжки вполне можно считать первым туристи­ческим эндуро от Harley-Davidson. Если, конечно же, не вспоминать лёгкие внедорожные модели от итальянской компании Aermacchi, которые когда-то продавались в США под маркой Harley-Davidson, или специали­зированный армейский мотоцикл повышенной проходимости Harley-Davidson MT350, построенный на основе британской модели Armstrong MT500.

Удачной получилась и подвеска. Она тоже отнюдь не круизерная и, что важно, полностью оригинальная. Мотоцикл прекрасно себя чувствует практически на любом покрытии - хоть на плохом асфальте, хоть на хорошем грунте. И энерго­ёмкость отличная: «замкнуть» амортизаторы нереально даже на самом толстом лежачем полицейском.

В принципе, в современную эпоху всеобщей глобализации, любой проектировщик мототехники может обратиться в какую-нибудь известную контору, например Ohlins или Showa, и приобрести те аморти­заторы, которые подходят новой модели. Но на Harley-Davidson Pan America в самой дорогой версии Special устанавли­вается сложная полуактивная подвеска, автоматически поддержи­вающая неизменный дорожный просвет вне зави­симости от нагрузки и качества дорожного покрытия. Подобную систему на Aliexpress не купишь - её надо рассчитывать, проектировать и долго тестировать.

А ещё благодаря этой системе мотоцикл умеет «приседать» при остановке - почти так же, как это делают автомобили с «пневмой». Но тут полезная для невысоких райдеров опция реализована без использования пневмо­элементов - на чистой гидравлике. При высоте седла более 890 мм это удобно! Остановился, выключил передачу, дотянулся носком ботинка до асфальта, а мотоцикл тем временем присел и нога уже надёжно всей ступней стоит на дороге. Тронулся с места, и мотоцикл приподнялся в рабочее положение.

Вот только с боковой подножкой следует быть аккуратнее. Если откинуть её до того, как подвеска закончит опускаться, то она может перескочить по земле и покажется, что мотоцикл падает. На самом деле нет, но испугаться успеете.

Ну и в остальном новый мотоцикл получился очень современным. Можно подключить смартфон по протоколу Bluetooth и наблюдать на цветной жидкокристаллической приборке подсказки навигатора, данные о входящих звонках и сообщениях. Можно даже управлять телефоном прямо с пульта мотоцикла.

Светотехника - ещё одно торжество высоких технологий. Весь свет тут светодиодный, и этих светодиодов много! Если смотреть на мотоцикл анфас, то сразу и не разберёшься, какой световой прибор для чего. Не вызывает вопросов лишь главная прямоугольная фара с интегрированными ходовыми огнями. А что это стоит чуть ниже по обеим сторонам мотоцикла? Противотуманки? Нет, это просто такие красивые поворотники. А противотуманный режим предусмотрен в основной фаре.

Чуть выше фары - система подсветки поворотов. В зависимости от того, как наклоняется мотоцикл, внутри неё по очереди включаются светодиодные секции, подсвечивающие либо встречную полосу, либо обочину. И чем больше угол, тем больше элементов светится. Красиво и полезно!

Светодиодная фара с дневными ходовыми огнями расположена чуть ниже, а над ней установлен блок дополнительных фонарей для подсветки поворотов. Тоже светодиодных.

Эргономика практически безупречна. Классический «треугольник» - руль, сиденье, подножки - именно такой, как принято на комфортабельных туристических эндуро, рассчитанных на самую дальнюю дорогу. Спина прямая, руки расслабленно лежат на рукоятках руля, а ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов. Ничего не болит и не затекает. Седло в меру жёсткое и очень удобное. Подштамповки на бензобаке помогают надёжно зажимать его коленями при маневрировании.

Кстати, держаться коленками за бак - совсем не лишнее: разгон с места очень убедительный. Harley-Davidson Pan America вообще производит ощущение «злого» мотоцикла. Намного злее того же BMW R1250GS. Похожими они станут только в том случае, если на Харлее выбрать режим движения Rain, в котором двигатель слегка задушен, а электроника жёстко следит за тем, чтобы не допустить проскальзывания колёс. Всего таких предустановленных режимов на Pan America четыре: «Дождь», «Дорога», «Бездорожье» и «Спорт». Ещё два можно настроить самостоятельно, выставив остроту отклика двигателя на поворот ручки акселератора и порог срабатывания трекшн-контроля и АБС.

На модели Pan America Special, оснащённой полуактивной подвеской, можно выставить ещё и жёсткость амортизаторов. В комфортном режиме они достаточно мягкие, в спортивном - максимально жёсткие, а во внедорожном этот параметр можно настраивать. Если, например, на разбитой грунтовой или каменистой дороге нужен хороший зацеп, то подвеска полностью «распускается» и колёса буквально облизывают все неровности. Но если штурмовать бездорожье ходом, с заносами и сколь­жениями, то подвеску можно «зажать», тогда усилие демпфи­рования на начальном ходе амортизаторов будет максимальным, но не в ущерб энергоёмкости. Здорово!

Нужно ли это в городе - вопрос открытый. А о том, как покажет себя новый «приключенческий» Harley-Davidson где-нибудь в степях Монголии, нам ещё предстоит узнать. Понятно, что в дальних внедорожных экспедициях главным потребительским качеством мотоцикла становится надёжность и ремонто­пригодность, а проверить это в условиях кратко­срочного городского теста, увы, невозможно. Подождём, пока накопится статистика.

Вывод

Harley-Davidson сделал отличный мотоцикл. Если составить рейтинг всех внедорожных эндуро, присутствующих на данный момент на рынке, то Pan America гарантированно окажется в тройке лидеров. И это прорыв, которого от такой консервативной компании, как Harley-Davidson, никто не ожидал. Да и вообще Harley-Davidson Pan America - это главная премьера года. И очень здорово, что она не обошла стороной наш рынок. А ведь дальше будет ещё интереснее! Уже известно, что обкатанные на этой новинке технологии станут использоваться и на других моделях компании. Каких? Скоро узнаем!

Автор: Иван Владимиров

Джерело: Auto.ru
  • Тест-драйв Harley-Davidson Pan America: Две ипостаси. Harley Davidson Pan America Две ипостаси. Harley Davidson Pan America

    Ещё несколько лет назад об турэндуро от Harley Davidson могли мечтать только преданные поклонники этого бренда, переросшие формат тяжёлых круизёров. Тому, что компания так далеко шагнула за пределы своего реноме, поспосо ...
    Mototeamrussia