Дорожная альтернатива

Розповісти друзям:

BMW R1200RT за свою короткую историю не раз удостаивался звания лучшего туристического мотоцикла года. И этому не помешало даже наличие на рынке сильных конкурентов. Тот же GoldWing по характеристикам значительно превосходит баварца. Да и среди европейских производителей есть немало аналогичных мотоциклов. Видимо, в R1200RT действительно чем-то лучше. Например, он почти на 40 кг легче, чем Yamaha FJR1300 и на 140 кг легче «Голды». По оснащению и обвесу он гораздо круче, чем Moto Guzzi Norge, а по топливной экономичности почти в полтора раза превосходит Honda ST1300 Pan-European. Можно привести много других примеров, но все они будут доказывать одно: в своей нише BMW R1200RT занимает если не первое, то одно из первых мест.

С тех пор, как в 1978 году BMW выпустила свой первый R 100 RT, прошло уже более 30 лет. В первые годы существования на этот мотоцикл была возложена миссия соперничать с японским конкурентом – Honda GL 1100. Но после презентации модели K 100 LT эта миссия перешла на него и его последующие версии. Начиная с модели 1999 года K 1200 LT обзавелся тремя огромными встроенными кофрами и стал настоящим люкс-турером, в то время, как у R 1100 RT, производимого с 1995 по 2001 год, кофры оставались съемными. На модели R 1100 RT были установлены фирменные подвески Telelever и Paralever, а также ABS. Но, несмотря на применение новых технологий, R1100RT был гораздо доступнее, и поэтому разошелся огромным тиражом почти в 55 тысяч экземпляров.

Следующая модель, R1150RT, выпущенная в 2002 году, была значительно улучшена и укомплектована новым двигателем увеличенного объема, 6-скоростной коробкой передач (вместо 5-скоростной на R 1100 RT), а также значительно усовершенствованной тормозной системой с ABS и Power Assist. Позже двигатель оснастили новой системой зажигания с двумя свечами на цилиндр.

Новейшая история модели начинается в 2005 году, когда и был презентован BMW R1200RT. Разница с прежним мотоциклом была колоссальной. Вместе с полным редизайном новинку оснастили двигателем с возросшей на 15% мощностью. При этом мотоцикл стал весить на 20 кг меньше. Тогда же появилась опциональная система ESA (Electronic Suspension Adjustment), которая позволяла менять настройки подвески дистанционно прямо на ходу.


В 2009 году инженеры BMW существенно обновили модель. Пару лет назад они оснастили двигатели для мотоциклов серии HP2 двумя распредвалами на цилиндр (DOHC), и теперь использовали эту технологию в двигателе, устанавливаемом на R1200GS и R1200RT 2010 модельного года. Вместе с другими сопутствующими изменениями это позволило улучшить характеристики двигателя без увеличения его объема. Мощность осталась на прежнем уровне – 110 л.с. при 7750 об/мин, но максимальный крутящий момент вырос со 115 до 120 Нм при 6000 об/мин. Вместе с этим улучшилась отдача двигателя в зоне низких и средних оборотов, а «потолок», при котором срабатывает отсечка, увеличился с 8000 до 8500 об/мин. Все вместе это еще больше расширило диапазон оборотов, которые может использовать водитель R1200RT, двигатель которого и до этого не страдал от недостатка тяги. Пилоты, которые уже ездили на новом мотоцикле, также отметили небольшое снижение уровня вибраций, исходящих от обновленного «оппозита».

Пластиковый обвес спереди слегка осовременили, и теперь он еще лучше защищает водителя от ветра и непогоды, как и электрически регулируемое ветровое стекло. В самом нижнем положении оно позволяет направить ветровой поток на шлем водителя, чтобы в жаркую погоду у него не было недостатка в вентиляции. В самом высоком положении набегающий поток ветра не должен касаться даже верхней части шлема рослого водителя. Измененная форма стекла снизила турбулентность в этой зоне, а значит – и шум ветра, что особенно актуально для мотоцикла со встроенной аудиосистемой, которая является одной из многочисленных «опций» для R1200RT и устанавливается по желанию покупателя.

Огромным преимуществом R1200RT (впрочем, как и некоторых других мотоциклов BMW) над конкурентами является его подвеска. Передняя Telelever устраняет к минимуму клевки при торможении, обеспечивая водителю надежный контроль над мотоциклом, как на ухабистых дорогах, так и в сложных поворотах. Задняя подвеска Paralever оснащена моноамортизатором, уровень демпфирования которого зависит от величины сжатия подвески. То есть, на мелких неровностях уровень демпфирования совсем небольшой. Но чем больше неровности, тем жестче становится подвеска. Это позволяет сохранить мягкость хода там, где это только возможно, и не допустить пробоев при проезде больших выбоин и прочих сюрпризов, которые особо часто встречаются на наших дорогах.


Я уже упоминал, что мотоцикл оснащается опциональной системой дистанционной регулировки характеристик подвески. Но для модели 2010 года эту систему значительно улучшили, и теперь она называется ESA II. Из новых возможностей появилась настройка регулировки жесткости пружины. Не преднатяга, а именно жесткости! Но, если регулировки демпфирования можно проводить прямо на ходу, то для изменения жесткости пружины и преднатяга в целях безопасности бортовой компьютер потребует остановить мотоцикл. Изменение жесткости реализовано путем использования двух пружин (мягкой и жесткой), расположенных одна в другой, место соединения которых между собой может плавно меняться при помощи электромотора, а значит, меняется и нагрузка на каждую из них.

Для изменения настроек жесткости подвески и преднатяга пружин водителю необходимо войти в меню бортового компьютера и выбрать один из вариантов езды: только водитель, водитель и багаж, водитель, пассажир и багаж. Настройки же демпфирования также выбираются в зависимости от стиля езды и предпочтений водителя из трех возможных вариантов: комфортный, нормальный и спортивный. Таким образом, водитель может выбрать одну из девяти преднастроек, или создать свою.

Не разочарует мотоцикл и в остальном. Например, низкий расход топлива уже давно стал нормальным явлением для баварских «оппозитов». Например, при постоянной скорости в 120 км/ч R1200RT потребляет всего 5,2 литра бензина на 100 км. А значит, даже в смешанном цикле при баке объемом 25 литров пробег от заправки до заправки может составить более 400 км. В версии же мотоцикла, оборудованной бортовым компьютеров, он покажет, сколько именно километров вы можете проехать на остатке топлива.


Штатные сидения водителя и пассажира могут быть заменены на цельное комфортабельное сидение, оснащенное подогревом. Правда при этом исчезает возможность его регулировки по высоте. Например, стандартное сидение водителя регулируется в пределах 820-840 мм, пониженное – 780-800 мм, в то время как высота «комфортабельного» – 785 мм. Есть еще более низкое сидение, высотой 750 мм, но оно комплектоваться подогревом не может. Из такого разнообразия каждый сможет выбрать то, что подходит именно ему.

С таким вниманием к деталям совсем не странно, что мотоцикл пользуется большой популярностью среди любителей путешествий. В своем сегменте он действительно один из лучших мотоциклов, и у него есть свой круг почитателей. Хотя, по правде сказать, он гораздо меньший, чем у GS-ов. Хотя все должно быть совсем наоборот, ведь по статистике около 80% владельцев R1200GS никогда не съезжают с асфальта… И зачем тогда покупать именно GS? Не лучше ли взять более приспособленый для ровных дорог R1200RT!?

Текст: Владислав Софонов
Фото: BMW Motorrad

Джерело: МотоДрайв